2023 ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
Мы беседуем с призёром районного конкурса классных руководителей общеобразовательных учреждений «Самый классный классный» в 2023 году, учителем истории и обществознания МБОУ СОШ № 10 Науменко Татьяной Владимировной.Татьяна Владимировна рассказала нам, что является членом Союза писателей России, дала несколько вредных советов своим ученикам и раскрыла секрет воспитания талантливого ученика.
Сколько лет вы являетесь классным руководителем?
Столько же, сколько работаю учителем – 9 лет
Быть педагогом — огромная ответственность, с вас берут пример школьники. Что значит быть для вас классным руководителем?
Для меня эта должность схожа со статусом родителя, матери. Мы проводим в школе, с нашими детьми гораздо больше времени, чем они проводят дома с настоящими родителями. Хочется каждому помочь, каждого выслушать, наставить. Быть взрослым другом — в этом для меня смысл классного руководства.
Что для вас самое трудное в работе классного руководителя?
Отпускать детей во взрослую жизнь. После стольких лет, стольких событий — это очень тяжело. Я всегда очень привязываюсь к детям.
Какое у вас самое теплое воспоминание, связанное со школой, учениками?
Мои предыдущие воспитанники уже взрослые, им по 20 лет. В прошлом году встретила свою бывшую ученицу, которая уже сама мама маленькой девочки. Мы обнялись, и она представила мне дочку со словами о том, что я, в каком-то смысле, уже бабушка.
Был ли в вашей жизни человек, которого вы считаете своим главным учителем – наставником?
Конечно. Это мой учитель истории Кремень Галина Павловна. Она очень многому научила меня, давала очень много дельных советов. Всегда находила время и правильные слова, чтобы приободрить меня, когда было тяжело. Она не работает уже, находится на заслуженном отдыхе, но отношения мы поддерживаем, созваниваемся. Желаю ей крепкого здоровья на долгие годы!
За что вам, как классному руководителю, бывает обидно?
За непонимание. От детей, родителей, коллег. Это всегда очень неприятно и остро воспринимается.
Есть ли у вас секрет, как заинтересовать современных учеников, как оторвать их от гаджетов?
Детям интересно, когда учителю самому интересно то, чем он занимается. Начать нужно с себя.
Есть ли у вашего класса традиции? Какие они?
Ежегодно, на последнем классном часе, я вручаю каждому из моих детей грамоту. Каждому ребенку в своей собственной номинации и за свои заслуги и умения. Дети каждый год очень ждут этого момента.
Идеальный ученик для вас – какой он? Давайте пофантазируем.
Ответственный и исполнительный. Остальное можно воспитать.
Как вы считаете, можно ли вырастить талантливого ученика?
Можно все, было бы желание. Но талантливый ученик это про коллективное творчество учителя и родителей. При совместных усилиях все получится.
Скажите, социальные сети – зло современной реальности?
Нет, не зло. Просто у многих подростков нет культуры общения в социальных сетях. При должном использовании они благо, а не зло.
Дайте вредный совет ученикам.
Приходите на урок приблизительно к середине урока, чтобы преподаватель за ваше отсутствие спросил и поставил плохие отметки остальным. Если вас будут ругать, скажите, что вы попали в пробку, у вас в ванной был слон, на вас напали страшные звери. Учитель не станет проверять такие версии.
Расскажите о своем увлечении.
Я поэт, являюсь членом Союза поэтов России. Пишу очень давно, больше 20 лет. Работаю над книгой, в следующем году планирую ее издать.
Поделитесь лайфхаками классного руководства.
Современных детей, рожденных после 2000 года, называют «зумерами» - цифровым поколением. Они не боятся новых технологий, на «ты» со смартфонами, активно используют мобильные приложения, поддерживают совершенствование девайсов, воспринимают интернет и гаджеты как продолжение реальной жизни.
Учеба, общение, занятия спортом, творчество – все аспекты их жизни связаны с интернетом и социальными сетями. Там подростки выстраивают отношения, общаются. «Зумеры» используют свой «язык» для общения, свой сленг. В настоящее время их общение практически не обходится без использования сленговой лексики, которая активно распространяется и пополняется в связи с развитием сферы интернета и социальных сетей.
С целью расширить словарный запас моих воспитанников – «зумеров», мы вместе создаем так называемый «видеословарь сленга». Совместно подбираем аналоги-синонимы сленговым словам, соответствующие литературной норме. Это позволяет школьникам понять разницу между сленговыми словами и литературной нормой, объясняет происхождение слова.
«Зумеры» – за креативный подход к занятиям. Значит, задача учителя – добиваться понимания и «проживания» материала, а не механического заучивания. Для этого очень пригодятся творческие задания, креативные тесты и игры.
На тематических классных часах я даю задания ученикам моего класса на развитие креативных способностей.
Разбор песен
Предлагаю ученикам «цифровые» творческие задания, например, найти песни на русском языке с речевыми или смысловыми ошибками, записать их и обсудить с одноклассниками, совместно найти альтернативу, соответствующую литературной норме.
Прием «перевернутое обучение», дает возможность детям получить свободу в приобретении знаний, суть приема заключается в том, что ученики самостоятельно, с помощью цифровых средств и интернет-ресурсов прослушивают и просматривают видео-уроки, изучают дополнительные источники информации по предложенной теме, затем совместно обсуждают полученную информацию, учитель резюмирует представленный фактический материал и помогает применять полученные знания на практике.
Дети нового поколения любят хайп (англ.hype — популярность, основанная на скандале). Для них важно внимание окружающих. Кроме того, эпатаж помогает реализовать себя, добиться признания среди сверстников.
Детям нужна публичность, у классных руководителей есть возможность им ее предоставить. Например, победителей проводимых конкурсов поощрять, предоставив им «минуту славы» и разрешив в течение минуты выступить перед классом на любую свободную тему. Спич можно выложить в социальные сети школы, класса; показать родителям на собрании; составить подборки с наиболее интересными выступлениями учеников.
Можно предложить школьникам необычное креативное задание на летние каникулы: комикс о летних каникулах. Ученикам необходимо будет рассказать о летних каникулах в виде комикса, где главным супергероем станет сам ребенок. Не все дети умеют рисовать, однако специальные программы значительно упростят эту задачу.
Makebeliefscomix предлагает 25 готовых шаблонов, по которым можно создать свою историю; воплотить свой сюжет можно за несколько минут.
Witty Comics позволяет выбирать заранее нарисованных персонажей и сцены. Школьникам остается придумать к ним диалог. Сервис англоязычный, поэтому он еще и пригодится в совершенствовании иностранного языка.
В Marvel Comics дети могут использовать персонажей из этой вселенной и целые сцены для того, чтобы рассказать свою историю.
Дети-«зумеры» лучше воспринимают визуальную информацию, нежели текстовый материал. Любые красочные презентации воспринимаются ими «на ура». Готовить впечатляющие и интерактивные презентации поможет программа ActiveInspire. В ней есть база шаблонов, в которые достаточно добавить картинки и текст, и яркие задания будут перед вами. Программа позволяет создавать интерактивные тесты, квесты, викторины и даже базовую анимацию.
«Зумеры» задают новые стандарты обучения, им нужна интерактивность, креатив и, конечно же, наша любовь. Я люблю свою профессию. Люблю детей. Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
Сегодня мы познакомим вас с Кудрявцевой Марией Павловной, учителем начальных классов МБОУ СОШ № 2 им. Н.С. Лопатина, победителем районного конкурса классных руководителей общеобразовательных учреждений «Самый классный классный» в 2023 году.
Вы узнаете, сколько времени нужно классному руководителю в сутках, как заинтересовать ребят участием в различных проектах, а также Мария Павловна раскроет для нас несколько секретов классного руководителя.
Сколько лет вы являетесь классным руководителем?
Я являюсь классным руководителем 4,5 года (в данном классе – 2 года).
Быть педагогом – огромная ответственность, с вас берут пример школьники. Что значит для вас быть классным руководителем?
Для меня быть учителем — это стараться стать примером для своих учеников.
Что для вас самое трудное в работе классного руководителя?
Трудность заключается в том, что в наше время очень тяжело заинтересовать учеников. Часто сталкиваешься с непониманием, не всегда ты получаешь от своей работы то, что хочешь, не всегда видишь той отдачи, которую хотелось бы. А еще очень не хватает времени. Кажется, что 24 часа в сутках — это очень мало...
Какое у вас самое теплое воспоминание, связанное со школой, учениками?
Трудно вспомнить какой-то определенный момент. Таких моментов достаточно много. Когда мы с моими учениками готовим какое-нибудь творческое мероприятие (выставку, конкурс, акцию), то я чувствую их заинтересованность, вижу, как они переживают, стараются сделать всё наилучшим образом, всегда советуются со мной. Это приятно и греет душу.
Был ли в вашей жизни человек, которого вы считаете своим главным наставником-учителем?
Таким наставником стала для меня Рожкова Марина Михайловна, учитель высшей категории, Лучший учитель России.
За что вам, как классному руководителю, бывает обидно?
Обидно бывает, что иногда дети обижают учителей. И когда видишь, что учитель готовится, расположен к детям, с какой-то инициативой пытается их заинтересовать, а встречает в ответ обратную реакцию – вот это обидно.
Есть ли у вас секрет, как заинтересовать современных учеников, как оторвать их от гаджетов?
К сожалению, современных учеников уже не изменить и в их жизни все время будут гаджеты. Ну… возможно стоит задавать побольше домашних заданий))))))))))
Есть ли у вашего класса традиции? Какие они?
Это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению: «Рождение классного коллектива»; «Встреча Нового года»; «День именинника»; «Копилка личных и коллективных достижений»; «Ура! Каникулы!».
Идеальный ученик для вас – какой он? Давайте пофантазируем.
А разве бывают идеальные люди… У каждого из нас есть что-то совсем не идеальное). Так и дети, зачем нужен идеальный ученик? С идеальными учениками скучно, мне интересно с детьми, у которых много разных увлечений.
Как вы считаете, можно ли вырастить талантливого ученика?
Талант появляется не сразу. По-моему, учитель должен увидеть способности, которые есть у каждого ребёнка и постараться помочь им развиться.
Скажите, социальные сети – зло современной реальности?
Сказать, что это зло? Я не могу ответить на этот вопрос правильно. Для меня- это возможность общаться с кем-то родным, но кто далеко от меня. Мне нужны соцсети для работы: отправить информацию ученикам, коллегам. А вот для детей… они действительно проводят ооооочень много времени в соцсетях, иногда страшно от этого, у некоторых это уже зависимость, от которой нужно спасать...
Дайте вредный совет ученикам.
Каждый знает, что учебник слишком скучен для детей.
Разукрась его страницы - пусть он будет поживей!
Расскажите о своём увлечении.
Это путешествие. Люблю для себя открывать очередной красивый уголок родного края, познавать мир природы своей страны и других государств.
Поделитесь лайфхаками классного руководства.
Лайфхак 1 помогает повысить активность участия в конкурсах: стимулируем участие отметками по соответствующему предмету, сладкими призами, частично снимаем учебную нагрузку.
Лайфхак 2 в 70% случаев помогает избежать таких нежелательных конфликтов с родителями учеников. Если у нас произошла серьезная конфликтная ситуация учеником, то зачастую следующим шагом ребёнка будет подключение тяжелой артиллерии в виде родителей. Классный руководитель должен первым довести достоверную информацию о поведении ребёнка до родителей, чтобы у них не сложилась искаженная картина событий.
В большинстве случаев, когда ребёнок обращается к «подготовленному педагогом» родителю, взрослый встает на позицию педагога и конфликта удается избежать.